Изучите концепции, инструменты, приложения и технические термины, составляющие мир качества. Для получения дополнительных определений просмотрите онлайн-глоссарий терминов качества, аббревиатур и ключевых людей в истории качества.
Six Sigma является методом, предоставляющим организациям инструменты для улучшения и расширения возможностей бизнес-процессов: повышение производительности и уменьшение вариативности процессов ведет к минимизации дефектов и росту прибыли, укрепляет моральный дух сотрудников и повышает качество продуктов или услуг.
«Качество шести сигм» – термин, обычно используемый для обозначения хорошего контроля процесса (в пределах границ ± 3 с от центральной линии на контрольной диаграмме, а также в пределах требований / допусков ± 6 с от центральной линии).
ТРАКТОВКИ ТЕРМИНА «ШЕСТЬ СИГМ»
Приведенные ниже определения являются вариациями понятия «Six Sigma», объединенными одним ядром:
Философия. С философской точки зрения Шесть Сигм рассматривает всю работу как процессы, которые можно определять, измерять, анализировать, улучшать и контролировать. Процессы требуют входных данных (x) и производят выходные данные (y). Если вы контролируете входы, вы будете контролировать выходы. Обычно это выражается как y = f (x).
Набор инструментов. Эксперт Six Sigma использует качественные и количественные методы или инструменты для улучшения процесса. Такие инструменты включают в себя статистическое управление процессом (SPC), контрольные диаграммы, анализ режимов отказа и анализ последствий (FMEA), а также отображение процесса.
Методология. В ее основе лежит DMAIC (определение, измерение, анализ, улучшение и контроль). DMAIC обусловливает конкретные шаги, начиная с определения проблемы и заканчивая реализацией долгосрочных решений. Хотя DMAIC не единственная используемая методология в Six Sigma, она, безусловно, самая известная и наиболее часто применяемая.
Метрики. Показатель качества Six Sigma допускает 3-4 дефекта на миллион возможных (с учетом среднего значения на 1,5 сигма).
ВАРИАЦИЯ: Lean Six Sigma
Различие между Six Sigma и Lean довольно условно. Второй термин применяется все чаще и чаще: это связано с потребностью оптимизации бизнес-процессов.
Six Sigma делает акцент на уменьшение вариаций процесса и улучшение управления, что обусловливает экономическую выгоду, обеспечивает стандартизацию и поток работ. Те, кто применяют систему Шесть Сигма, безусловно, должны хорошо разбираться в обеих вариациях.
Lean Six Sigma – это основанная на фактах стратегия улучшения бизнес-процессов, которая направлена на предотвращение, а не на выявление дефектов. Она работает на повышение лояльности клиентов, и результат достигается за счет минимизации вариаций процесса, простоев, уменьшении времени цикла. Кроме того, метод также обеспечивает стандартизацию и поток работ, создавая тем самым конкурентное преимущество. Такой подход оправдан везде, где есть вариации и где предполагается высокая степень вовлечения каждого сотрудника.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВЫГОДА
Lean и Six Sigma гарантируют максимальный уровень качества, адекватную стоимость, доставку и новый атрибут – оперативность. В двух подходах много общего, но есть и различия:
• Lean фокусируется на сокращении отходов, тогда как Six Sigma делает акцент на уменьшении вариаций.
• Lean реализует задачи с меньшим набором технического инструментария: Кайдзен, организация рабочего места и визуальный контроль. А Six Sigma задействует статистический анализ данных, планирование экспериментов и проверку гипотез.
Как правило, эффект применения системы обусловлен экономической выгодой: рабочее место оптимизировано, отходы сокращаются и используются визуальные средства для углубления в процесс, производительность повышается. Если проблемы технологического процесса не решаются, допускается применять статистические инструменты Six Sigma.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПОДХОДА «ШЕСТЬ СИГМА»
Стратегии внедрения Six Sigma могут значительно различаться между организациями, в зависимости от их направленности и целей. После решения о внедрении Six Sigma у организации есть 2 основных пути:
ВАРИАНТ 1. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММЫ ИЛИ ИНИЦИАТИВЫ «ШЕСТЬ СИГМА»
При таком подходе некоторых сотрудников (практиков) регулярно обучают обращению со статистическим инструментарием и просят применять его по мере необходимости. Затем можно обратиться к статистике за дополнительной помощью. Это может привести к определенным корпоративным успехам, что стимулирует расширенное использование инструментов и общей методологии.
Когда организации внедряют «Шесть сигма» в качестве программы или инициативы, часто оказывается, что без продуманной логики они просто внедряют несколько новых инструментов. Чтобы сделать такой подход более эффективным, следует применять инструменты для проекта по мере их востребованности.
Реализация программы или инициативы Six Sigma может представлять проблему. Поскольку проекты часто разрабатываются внутри организации, они могут не иметь поддержки со стороны высшего руководства, что может привести к сопротивлению других групп, затронутых инициативой.
Программа Six Sigma, как правило, не подразумевает создание инфраструктуры проектов, связанных со стратегическими целями организации. Следовательно, инвестиции в обучение персонала будут не всегда оправданы. Вот почему так важна поддержка и участие руководства. Она помогает эффективно применять статистические инструменты и другие методологии Six Sigma за пределами организации.
ВАРИАНТ 2. СОЗДАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ SIX SIGMA
Вместо концентрации на отдельных инструментах, лучше обеспечивать в обучении Six Sigma процессуально-ориентированный подход, который учит практиков методике выбора правильного инструмента в нужное время для определённого проекта. Тренинг Six Sigma для практиков (черные пояса) обычно длится четыре месяца: студенты работают над своими проектами в течение трех недель между сессиями.
Принятие Six Sigma в качестве бизнес-стратегии вместо использования отдельных инструментов – более эффективный способ получения отдачи из временных и финансовых инвестиций, которых требует обучение Six Sigma.
ПРЕИМУЩЕСТВА МЕТОДА SIX SIGMA В ПРОЕКТАХ С ПОДДЕРЖКОЙ РУКОВОДСТВА:
Подход к проектам в значительной степени зависит от правильного отбора. Проекты должны соответствовать целям бизнес-стратегии. Шесть сигма могут быть использованы в качестве карты для эффективного достижения этих целей.
Первоначально у компаний могут быть слишком крупные проекты или, возможно, не замеченные по их стратегическому влиянию на прибыль. Некорректный отбор проектов может оказаться принципиально важным опытом, который мотивирует улучшения на втором этапе.
Шесть Сигма – это долгосрочное обязательство. Применение его в процессе позволяет анализировать все аспекты деятельности, включая выбор проекта и объем работ. Анализ выводов и изменение первоначальных планов в зависимости от них создает замкнутый цикл обратной связи и дает существенные преимущества, если организация инвестирует время и ресурсы во внедрение Six Sigma в качестве бизнес-стратегии!