Источник: Газета КОММЕРСАНТЪ
Как выяснил “Ъ”, в конце 2018 года НОВАТЭК и верфь «Звезда», которую строит на Дальнем Востоке «Роснефть», договорились о строительстве «по рыночной цене» 14-15 газовозов ледового класса Arc7 для нового проекта по сжижению газа «Арктик СПГ-2». Права на заказы могут получить судоходные компании, между которыми уже идет тендер, в частности, это «Совкомфлот» и канадская Teekay. Одним из рисков контрактов остаются требования государства выполнять перевозки СПГ по Севморпути и каботаж только под российским флагом, непопулярным среди судовладельцев. Но, по мнению экспертов, размещение заказа на «Звезде» позволит НОВАТЭКу добиться поблажек.
Как рассказали “Ъ” источники в отрасли, в конце 2018 года НОВАТЭК подписал с верфью «Звезда» (управляется ДЦСС — консорциумом «Роснефти», «Роснефтегаза» и Газпромбанка) опционное соглашение на строительство 14 танкеров-газовозов для будущего проекта «Арктик СПГ». По словам одного из собеседников “Ъ”, также будет «пилотное» судно, то есть в целом речь идет о 15 танкерах. В документе прописана возможность переуступки прав на заказ пяти-шести компаниям, в том числе «Совкомфлоту» (СКФ) и одному из крупнейших судовладельцев в мире, канадской Teekay, или их дочерним структурам. Цена строительства указана «рыночная», «как в Корее». По оценкам главы консультационного центра «Гекон» Михаила Григорьева, стоимость одного газовоза в 2017 году — $316–318 млн.
В Минпромторге подтвердили, что НОВАТЭК заключил предварительный договор со «Звездой» на строительство 14 газовозов, предусмотренных перспективным планом загрузки верфи. Сейчас министерство вместе с «заинтересованными ведомствами и организациями» прорабатывает меры поддержки строительства крупнотоннажных судов. Источник “Ъ”, близкий к «Звезде», говорит, что заключено «соглашение на 15 газовозов», и подтверждает возможность переуступки прав заказа. Газовозы будут такими же, как для первого проекта НОВАТЭКа «Ямал СПГ». Официально на верфи вопрос не комментируют.
В НОВАТЭКе уточнили, что со «Звездой» подписано соглашение о резервировании мощностей, оно закрепляет взаимные обязательства на заключение отобранными судовладельцами контрактов на строительство судов, обеспеченных договорами фрахтования со стороны проекта. Сейчас идет тендер, заинтересованность подтвердили крупнейшие мировые судовладельцы, включая СКФ, пояснили в НОВАТЭКе. «Мы рассчитываем, что по итогам тендера СКФ возьмет на себя большое количество заказов,— говорят в газовой компании.— Тем более что по решению правительства строительство на "Звезде" головного первого газовоза будет осуществляться именно для СКФ. В конце 2018 года НОВАТЭК подписал договор тайм-чартера на этот газовоз, контракт между СКФ и "Звездой" должен быть подписан в первом квартале».
Для «Ямала СПГ» 15 танкеров Yamalmax ледового класса Arc7 строила корейская DSME, заказчиками выступали СКФ, Teekay, китайские компании, греческая Dynagas. Все эти суда зарегистрированы в иностранных регистрах (как и большинство других судов СКФ).
При этом из-за ускоренного запуска «Ямал СПГ» НОВАТЭКу, несмотря на заказы, пришлось искать танкеры для вывоза СПГ на рынке. По данным “Ъ”, на размещении нового заказа на «Звезде» настаивала верфь, которой требовалась загрузка для окупаемости (см. “Ъ” от 3 июля 2018 года). Летом представитель «Роснефти» говорил, что речь шла о заказе на 15 газовозов, в 2022-м, 2024-м и 2025 годах планируется сдавать по пять судов (см. “Ъ” от 22 июня 2018 года).
Один из источников “Ъ” утверждает, что НОВАТЭК просил под заказ госсубсидии, но в компании это отрицают. «Мы ожидаем, что судовладельцы будут заказывать на "Звезде" газовозы по мировым рыночным ценам,— добавили в НОВАТЭКе.— Есть решение правительства о поддержке "Звезды" в целях локализации производства судов в России, объем и форму поддержки поручено определить Минпромторгу с ДЦСС». Это, по словам представителя компании, одно из отлагательных условий для подписания контрактов с судовладельцами.
Однако у программы есть и еще один риск: российские власти давно пытаются вынудить судовладельцев регистрировать суда в России, и очередной мерой стал запрет каботажа и вывоза энергоресурсов по Севморпути под иностранными флагами. Также Минпромторг хочет ограничить перевозку в Арктике энергоресурсов судами, построенными за рубежом. Еще летом 2018 года глава и совладелец НОВАТЭКа Леонид Михельсон просил Минтранс и профильного вице-премьера Максима Акимова отменить ограничения. В декабре глава Минтранса Евгений Дитрих говорил, что соответствующее распоряжение правительства подготовлено, а господин Михельсон уточнял, что изъятие нужно на три года.
Но источники “Ъ” говорят, что разрешение для использования иностранных танкеров НОВАТЭК еще не получил, так как документ не согласовывает Минпромторг. Надежда Малышева из PortNews не исключает, что предварительный договор НОВАТЭКа со «Звездой» позволит государству сделать шаг навстречу газовой компании для согласования с 2019 года предложенной временной логистической схемы для вывоза углеводородов с Ямала.
Анастасия Веденеева
Наш опыт в области сертификации продукции и изделий судового машиностроения на соответствие требованиям морского регистра позволяет предоставлять широкий спектр услуг и выполнять проекты различной масштабности и сложности на высоком профессиональном уровне. Мы понимаем сложность бизнеса наших клиентов и готовы оказать поддержку в решении любых вопросов, находящихся в нашей компетенции.