Карта средних - контрольная карта, на которой среднее значение в подгруппе используется для оценки стабильности уровня процесса.
Каскадный эффект - это непрерывный процесс доведения значимости проблем качества до сведения нижестоящих уровней руководства, пока он не достигнет всех работников организации.
Квадрант (в математике) - любая из 4-х областей (углов), на которые плоскость делится двумя взаимно перпендикулярными прямыми, принятыми в качестве осей координат
Корректируемый план выборочного контроля - при статистическом приемочном контроле план, в котором критерии приемки и выбраковки применимы к совокупным результатам выборочного контроля по текущей партии и одной или нескольким непосредственно предшествующим партиям.
Карта; схема - Средство упорядочения, обобщения и представления данных в графической форме.
Контрольный список - Средство, помогающее удостовериться в том, что все важные шаги или действия в ходе операции были предприняты. Контрольные списки содержат позиции, существенные для рассматриваемого вопроса или конкретной ситуации. Не надо путать контрольные списки с контрольными листами.
Контрольный лист - Простое средство регистрации данных. Контрольный лист составляется потребителем для каждого конкретного случая, что позволяет ему быстро оценить результаты. Контрольный лист — один из семи инструментов качества.
Классификация дефектов - Перечисление возможных дефектов в единице продукции, классифицируемых по значимости. Примечание. Наиболее распространенные классификации: дефекты класса А, класса Б, класса В, либо критические, значительные, малозначительные и случайные, либо критические, значительные и малозначительные. Составление таких классификаций требует тщательной п одготовительной работы и адаптации к продукции, подвергаемой выборочному контролю, чтобы обеспечить точное отнесение того или иного дефекта к соответствующей классификации. К каждому классу дефектов, как правило, применим отдельный план с татистического приемочного контроля.
Кодекс поведения - Предполагаемый стиль поведения, согласованный со всеми членами группы.
Культура компании - Система ценностей, убеждений и стилей поведения, принятая в компании. Для достижения максимальной эффективности деятельности фирмы высшее руководство должно определить и совместно с подчиненными сформировать необходимую культуру.
Комплексный подход к проектированию (CE)- Способ снижения затрат, улучшения качества и сокращения продолжительности цикла за счет упрощения задач обеспечения жизненного цикла продукции, возникающих на начальных стадиях разработки проектного решения.
Консенсус - Ситуация, при которой все члены группы поддерживают какое-либо действие или решение, даже если некоторые из них не совсем с ним согласны.
Консультант - Человек, обладающий опытом и специальными знаниями относительно применения методов и средств для решения проблем, связанных с процессами. Он может дать совет и помочь организации в совершенствовании системы.
Контрольная карта - Карта с верхней и нижней границами регулирования, на которую наносят значения статистических оценок для серий выборок или подгрупп. На карте часто изображают центральную линию, чтобы помочь в определении тренда нанесенных значений в направлении одной из границ регулирования.
Координатно-измерительная машина (CMM) - Устройство для определения размеров трехмерных изделий, инструментов и компонентов с точностью, близкой к 0,0001 дюйма.
Корректирующее действие - Решение, направленное на частичное или полное устранение выявленной проблемы.
Корреляция (статистическая) - Показатель зависимости двух совокупностей переменных.
Карта числа несоответствий - Контрольная карта для оценивания стабильности процесса на основании подсчета среднего количества
Карта числа несоответствий на единицу продукции - Контрольная карта для оценивания стабильности процесса на основании подсчета среднего количества событий данной классификации на единицу продукции в выборке.
Критические процессы - Процессы, представляющие серьезные потенциальные опасности для жизни, здоровья человека и окружающей среды или несущие в себе риск потери значительных денежных сумм или потребителей.
Культурное сопротивление - Форма сопротивления, основанная на противодействии возможным общественным и организационным последствиям перемен.
Культурные изменения - Существенный сдвиг в установках, нормах, настроениях, убеждениях, ценностях, принципах действия и характере поведения организации.
Культура организации - Общая совокупность ценностей, убеждений, установок, восприятий и принятых норм поведения, разделяемых работниками организации.
Контрольная карта кумулятивных сумм - Контрольная карта, где нанесенное значение представляет собой кумулятивную сумму отклонений последовательных выборок от заданной величины. Ордината каждой нанесенной точки соответствует алгебраической сумме предыдущей ординаты и самых последних отклонений от заданной величины.
Контрольная карта для взвешенных дефектов - Контрольная карта для оценивания процесса с точки зрения недостатков (или балльной оценки качества), иными словами, по взвешенной сумме несоответствий, относящихся к различным группам.
Контроль - Измерение, исследование, тестирование и проверка одной или нескольких характеристик продукции или услуги и сопоставление результатов с установленными требованиями для определения достигнутого соответствия по каждой характеристике.
Контролируемая партия продукции - Совокупность аналогичных единиц продукции или конкретное количество однородного материала, предназначенного для контроля и приемки на данный момент времени.
Контроль по окончании производства - Один из видов контроля для выявления несоответствующей продукции
Кайдзен - Японский термин, означающий постепенное бесконечное совершенствование за счет более качественного выполнения своей повседневной работы и установления и достижения более высоких стандартов. Термин получил известность после того, как Масааки Имаи использовал его в своей книге «Кайдзен; ключ к успеху Японии в конкурентной борьбе».
Канбан - Японский термин для обозначения одного из основных инструментов системы «точно вовремя». Он касается обеспечения упорядоченного и эффективного потока материалов в течение всего процесса производства. Как правило, речь идет о карточке с отпечатанной на ней конкретной информацией, такой, как наименование детали, ее описание и количество деталей.
Ключевой показатель деятельности (KPI)- Статистический показатель эффективности деятельности организации в какой-либо конкретной области. KPI помогает измерить результаты финансовой деятельности компании или то, как она выполняет требования потребителей.
Ключевой процесс - Основной системный процесс, способствующий достижению поставленной цели и удовлетворению основных требований потребителей.
Ключевая характеристика продукции - Характеристика продукции, способная повлиять на безопасность или соответствие нормативным требованиям, пригодность для использования, функционирование, эксплуатационные качества или последующую обработку продукции.
Ключевая характеристика процесса - Показатель процесса, способный повлиять на безопасность или соответствие нормативным требованиям, пригодность для использования, функционирование, эксплуатационные качества или последующую обработку продукции.
Критерий Крускала—Уоллиса - Непараметрический критерий, используемый для сопоставления трех или более выборок. Он предназначен для проверки нулевой гипотезы о том, что все совокупности обладают идентичными функциями распределения, относительно альтернативной гипотезы о том, что, по крайней мере, одна из выборок, если и отличается, то только своим положением (медианой). Это аналог критерия F, используемого при дисперсионном анализе. Тогда как критерии дисперсионного анализа зависят от допущения, что все сравниваемые совокупности имеют нормальное распределение, критерий Крускала—Уоллиса не вводит такого ограничения. Это логическое расширение критерия Уилкоксона— Манна— Уитни.
Качество партии - Процент дефектных изделий или дефектов на сто единиц продукции в партии.
Каждая последующая операция как потребитель - Концепция внутренних потребителей, в соответствии с которой каждая операция является одновременно получателем и поставщиком.
Карта числа годных единиц продукции - Контрольная карта для оценки стабильности процесса на основе общего количества единиц продукции в выборке, в которой возникает событие данного класса.
Кривая оперативной характеристики - Диаграмма для определения вероятности приемки партий продукции как функции уровня качества партий или процессов в случае использования различных планов выборочного контроля. Существуют три типа кривых оперативных характеристик: кривые типа А, демонстрирующие вероятность приемки отдельной партии продукции, производство которой может быть прекращено; кривые типа В, демонстрирующие вероятность приемки партий продукции, являющихся результатом непрерывного производства; кривые типа С, которые в случае использования плана непрерывного выборочного контроля показывают общую долю продукции, принятую по результатам выборочного контроля.
Количество частей на миллион - Метод определения эффективности процесса на основе фактического количества несоответствующего материала, причем во внимание может приниматься бракованный, возвращенный или подозрительный материал.
Команда по улучшению процесса, команда по усовершенствованию процесса - Структурно оформленная группа, составленная из сотрудников различных подразделений, которые сообща работают над усовершенствованием процесса или процессов.
Кайдзен процесса - Улучшения, вносимые в отдельный процесс или конкретную область. Иногда называется «point kaizen» (точечный кайдзен).
Карта процесса - Один из видов маршрутной карты, в которой показаны этапы процесса и определена ответственность за каждый этап.
Качество процесса - Значение доли дефектных изделий или числа дефектов на сто единиц продукции, полученных в результате осуществления данного процесса.
Коллектив разработчиков проекта; команда проекта - Группа лиц, работающих над проектом. Их работа, как правило, связана с согласованием разнонаправленных требований к объему, срокам, стоимости, рискам и качеству проекта для удовлетворения различных нужд и ожиданий участвующих сторон и выполнения установленных требований.
Качество - Субъективное понятие, для которого у каждого человека или каждого сектора экономики имеется свое собственное определение. В технике качество может иметь два значения: показатели продукции или услуги, влияющие на ее способность отвечать сформулированным или подразумеваемым нуждам; продукция или услуга без недостатков. По Джозефу Джурану, качество означает «функциональную пригодность», а по мнению Филиппа Кросби качество — это «соответствие требованиям».
Кружок качества - Группа, изучающая проблемы улучшения качества или самосовершенствования, состоящая из небольшого числа работников (10 или менее) и старшего группы. Кружки качества впервые появились в Японии, где их называют кружками контроля качества.
Карта балльной оценки качества - Контрольная карта для оценки стабильности процесса. Балльная оценка качества представляет собой взвешенную сумму подсчета событий различных категорий, причем каждой категории присваивается определенное весовое значение.
Квинкункс - Средство моделирования частотных распределений. Падающие вдоль плоской поверхности шарики наталкиваются на многочисленные горизонтальные ряды штырьков и сворачивают то вправо, то влево. В конце своего беспорядочного падения шарики попадают в расположенные внизу вертикальные ячейки. Подсчет шариков в разных ячейках дает картину частотного распределения. Квинкунксы, изобретенные в 1890 г. английским ученым Фрэнсисом Гальтоном, часто используются в учебных аудиториях для имитации производственного процесса.
Карта размахов (R-карта) - Контрольная карта, на которой по размаху подгруппы (R) оценивают стабильную изменчивость процесса.
Карта серий - Карта с изображением линии, соединяющей многочисленные результаты обработки данных, полученных в ходе процесса.
Карта выборочных стандартных отклонений (S-карта) - Контрольная карта, на которой стандартное отклонение подгруппы (s) используется для оценки стабильной изменчивости процесса.
Комплексная система обеспечения эффективной работы оборудования; комплексная система изготовления качественной продукции - Ряд методов, разработанных компанией «Нип-понденсо», входящей в состав группы «Тойота», предусматривающих постоянную работоспособность каждого станка для обеспечения бесперебойного производства.
Контрольная карта с трендом - Контрольная карта, на которой отклонение среднего арифметического по подгруппе от ожидаемого тренда в уровне процесса используется для оценки стабильности процесса.
Количественные данные; варьируемые данные - Измерительная информация. К контрольным картам, основанным на количественных данных, относятся карта средних арифметических (гистограмма средних значений), карта размахов (R-карта) и карта выборочных стандартных отклонений (S-карта).
Критерий Уилкоксона—Манна—Уитни - Критерий, используемый для проверки основной гипотезы о том, что две генеральные совокупности имеют идентичные функции распределений, в сравнении с альтернативной гипотезой о том, что две функции распределений, если и разнятся, то только в отношении положения центра распределения (медианы). Для этого не надо допускать, что отличия между двумя выборками имеют нормальные распределения. Во многих случаях данный критерий используется вместо критерия Стьюдента для двух выборок, когда нормальность распределения вызывает сомнение. Этот критерий может также применяться в том случае, когда наблюдения в выборке данных представляют собой ранги, то есть порядковые данные, а не непосредственные измерения.
Качество мирового уровня - Термин, используемый для обозначения эталона совершенства: лучший из лучших.
Контрольные испытания - Испытания, проводимые для контроля качества объекта.