Валидация (подтверждение) — подтверждение на основе предоставления объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены.
Вариация — это различие в значениях какого-либо признака у разных единиц данной совокупности в один и тот же период или момент времени.
Верификация (проверка) — подтверждение на основе предоставления объективных свидетельств того, установлены требования выполнены. Верификация включает: 1) осуществление альтернативных расчетов; 2) сравнение научной и технической документации по новому проекту с аналогичной документацией по апробированный проекта; 3) проведение испытаний и демонстраций; 4) анализ документов до их выпуска.
Взаимозаменяемость — способность объекта быть использованным без модификации вместо другого для выполнения тех же требований.
Выверка — действия, обеспечивающие соответствие процесса или деятельности стратегии, целям и задачам организации.
Возможности — общий диапазон изменчивости, присущей стабильному процессу, который определяется путем использования данных, нанесенных на контрольную карту.
Время переналадки — время, необходимое для модернизации системы или рабочего места, которое, как правило, включает срок демонтажа старого оборудования и монтажа нового.
Восемь дисциплин — подход, используемый для выявления, исправления и устранения повторяющихся проблем.
Восемь потерь — Тайити Оно первоначально выделил семь потерь (муда), но позднее добавил недоиспользованные человеческие ресурсы в качестве восьмой потери, обычно имеющей место в материальном производстве. К ним относятся: 1) перепроизводство товаров до появления на них спроса; 2) ожидание следующих процессов, рабочих, материалов или оборудования; 3) излишняя транспортировка материалов (например, между производственными участками или к складским помещениям и хранилищам или обратно); 4) излишняя обработка деталей вследствие изношенности инструмента или несовершенной конструкции изделия; 5) наличие запасов сверх минимально необходимых; 6) излишние перемещения работников в процессе работы (например, в поисках деталей, инструментов, документов или помощи); 7) выпуск дефектных изделий; 8) недоиспользование умственных способностей, квалификации, опыта и талантов работников.
Вибрационная устойчивость (виброустойчивость, вибростойкость) — cвойство объекта при заданной вибрации выполнять заданные функции и сохранять в пределах норм значения параметров
Восемьдесят на двадцать (80 на 20) — Термин, относящийся к принципу Парето, который был впервые определен Дж. Джураном в 1950 г. Суть данного принципа состоит в том, что большинство последствий объясняется относительно небольшим количеством причин; т.е. в основе 80% последствий лежат 20% возможных причин
Вовлечение персонала — организационная практика, согласно которой работники организации регулярно участвуют в принятии решений относительно порядка функционирования их рабочих участков, включая предложения по улучшению положения дел, планированию, постановке задач и контролированию результатов деятельности.
Внешний потребитель — лицо или организация, получающие продукцию, услугу или информацию, но не являющиеся частью организации, которая их поставляет.
Внешний отказ — несоответствие, выявленное внешними потребителями.
Высокоускоренное ресурсное испытание (HALT) — процесс обнаружения конструктивных дефектов в электронных и механических узлах путем использования вибрационной системы в сочетании с быстрыми высокотемпературными и низкотемпературными изменениями. Цель HALT — оптимизация безотказности продукции путем определения функциональных и деструктивных пределов продукции на ранней стадии ее разработки.
Высокоускоренные нагрузочные проверки (HASA) — методика, согласно которой выборочная совокупность деталей (в отличие от всего объема продукции, как в HASS) подвергается нагрузкам, аналогичным по уровню и продолжительности HALT.
Высокоускоренный сплошной контроль под нагрузкой (HASS) — методика 100%-ного производственного контроля, позволяющая быстро обнаружить технологические или производственные дефекты в продукции. Его цель состоит в том, чтобы подвергнуть продукцию сплошному контролю, не влияющему на надежность продукции. В отличие от HALT, в HASS используются неразрушающие нагрузки, связанные с экстремальными температурами и изменениями температуры в результате вибрации.
Внутренний потребитель — в рамках организации получатель (лицо или подразделение) результатов деятельности (продукции, услуг или информации) другого лица или подразделения.
Вмешательство — действие фасилитатора группы, прерывающего дискуссию, чтобы представить результаты своих наблюдений в отношении групповой динамики или процесса коллективного обсуждения.
Вероятность восстановления работоспособности — вероятность того, что данные меры по техническому обслуживанию изделия, находящегося в заданном режиме эксплуатации, могут быть приняты в установленные сроки, причем техническое обслуживание проводится в указанных условиях с использованием указанных процедур и ресурсов. Существуют две категории вероятности восстановления работоспособности: приспособленность к техническому обслуживанию (простота проведения запланированных проверок и обслуживания) и ремонтопригодность (легкость восстановления работоспособности объекта после отказа).
Вероятность браковки — вероятность того, что партия будет забракована
Воспроизводимость процесса — статистическая мера собственной изменчивости процесса в отношении данной характеристики. Для выражения воспроизводимости процесса наиболее часто используются «шесть сигм».
Владелец процесса — лицо, контролирующее работы на всех уровнях процесса, обладающее полномочиями по внесению изменений в процесс по мере необходимости и управляющее всем циклом процесса для обеспечения его результативности.
Вытягивающая система — один из вариантов планирования отдельных процессов, при котором внутренний поставщик, находящийся выше по потоку, ничего не делает до тех пор, пока внутренний потребитель, находящийся ниже, ему об этом не сообщит; обратная ситуация называется выталкиванием.
Время в очереди, время ожидания — время, когда продукция ожидает следующего этапа проектирования, обработки заказа или изготовления.
Воспроизводимость — близость результатов измерений, полученных разными людьми путем использования одного и того же измерительного прибора для измерения одной и той же характеристики у одной и той же продукции.
Выборка, проба — при статистическом приемочном контроле одна или несколько единиц продукции (или определенное количество материала), взятых из партии с целью контроля для принятия решения о приемке данной партии.
Выборочный контроль единиц продукции (изделий); поштучный выборочный контроль — последовательный выборочный контроль, при котором решение о приемке партии, ее выбраковке или контроле еще одной единицы продукции принимают по результатам контроля каждой единицы продукции.
Время такта — скорость удовлетворения потребительского спроса, которую рассчитывают путем деления времени производства на количество продукции, необходимое потребителю в данный момент времени. Такт — это своего рода пульс системы «бережливого производства»
Вмешательство в ход процесса — действие, предпринятое для компенсации колебаний в пределах границ регулирования стабильной системы; такое вмешательство скорее усиливает, нежели уменьшает колебания, как показывает опыт с воронкой.
Всестороннее качество — стратегическая комплексная система достижения удовлетворенности потребителей, охватывающая всех руководителей и работников организации и использующая количественные методы для непрерывного совершенствования процессов.
Всеобщее управление качеством — система по формированию, поддержанию и улучшению качества во всех подразделениях организации. Она помогает компании организовать экономически выгодное производство продукции и эффективную поставку услуг.
Всеобщее управление на основе качества — термин, используемый для описания японского стиля менеджмента, ориентированного на улучшение качества. С тех пор TQM приобрел много значений. Проще говоря, — это рациональный подход к достижению долговременного успеха за счет удовлетворения требований потребителей. TQM основан на участии всех членов организации в улучшении качества процессов, продукции, услуг и корпоративной культуры. Методы реализации данного подхода нашли свое отражение в учениях Ф. Кросби, Э. Деминга, А. Фейгенбаума, К. Исикавы и Дж. Джурана.
Верхняя граница регулирования — граница регулирования для точек, находящихся выше центральной линии на контрольной карте.
Валидация — подтверждение того, что продукция или услуга отвечает требованиям, для выполнения которых она предназначена.
Вариация, изменение; рассеяние — изменения в данных, характеристике или функции, вызываемые одним из четырех факторов: особые причины, общие причины, вмешательство в ход процесса и структурная вариация.
Верификация — определение того, соответствует ли продукция или услуга установленным требованиям.
Виртуальная команда — отдельные исполнители, удаленные друг от друга, но объединяемые общей организационной структурой, целью или проектом и осуществляющие совместные действия путем использования электронных средств связи.
Видение; перспективный план развития — общее заявление о том, какой хочет быть организация; идеальное состояние организации на определенный момент в будущем.
Взвешенное голосование — один из способов приоритизации проблем, идей или качественных признаков путем присвоения баллов каждому объекту на основании его относительной значимости.